Павел Николаевич Белоруков «Выборг выбрал осознанно»

Ветеран Выборгского порта – Павел Николаевич Белоруков вспомнил свою трудовую деятельность в порту Выборг, которую начинал в далёком 1969 году.

После окончания 8 классов приехал в Ленинград из Архангельской области, где жил до 15 лет. Поступил в среднее мореходное училище. За год до того учащийся Ленинградской мореходки впервые побывал в Выборге. Вместе с однокурсником приехал посмотреть город, погулять. Город понравился, очень захотел здесь работать после училища, хотя учился неплохо, мог получить направление куда угодно. При распределении его желание учли.

В 1969 году отправился по распределению в Выборг. В порту работал стивидором. Энергия и работоспособность молодого специалиста не остались незамеченными. Через пару лет Павел перешёл работать в диспетчерскую службу порта, ещё через несколько лет освободилось место заместителя начальника грузового района, и Павлу Николаевичу предложили эту вакансию. Со временем Павел Николаевич Белоруков стал начальником грузового района.

По мнению ветерана порта, 70-е годы стали самым интенсивным периодом развития предприятия. Порт перерабатывал значительные объёмы грузов, прежде всего лесных. До полутора миллионов кубометров древесины переваливали в год, из этого количества – около 500 тысяч тонн – баланс, остальное – берёза, пиловочник. Шло и продовольствие: сахар, картошка, фрукты. Когда работали на ленинградскую дамбу, порт перегружал много щебня, прочих строительных грузов. В порту работала 21 бригада докеров, по 12-13 человек в каждой. После укрупнения образовались 4 бригады по 40 человек, перешли на сменную работу по 12 часов. Два миллиона, три миллиона тонн грузов в год – эти объёмы для порта тогда, в 70-х-начале 80-х, можно сказать, были привычными показателями. При переработке грузов применялись отечественные погрузчики: мощные, надёжные, но очень большие. Первые «Тойоты» появились в 80-х годах.

В праздничной колонне Выборгского порта. Павел Белоруков – крайний справа, в тёмной кепке. На заднем плане, в светлом плаще – один из лучших бригадиров порта Иван Кондратеня

В 1979 году Павел Николаевич решил продолжить образование и поступил в Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова.

В 1985 году закончил вуз. Через год Павла Николаевича назначили заместителем начальника порта.

Павел Николаевич Белоруков вошёл в историю Выборгского морского порта тем, что стал первым, образно говоря, народным руководителем предприятия. В годы перестройки в СССР распространилась мода на демократические выборы директоров, когда их не назначали сверху, а выбирали снизу – непосредственно в трудовом коллективе. В стране первым выборным директором стал Виктор Боссарт, возглавивший автозавод РАФ в Елгаве. А Белоруков повторил его опыт в Выборге.

В 1988 году в Выборгском порту состоялись первые выборы начальника, руководителя коллектива. Свои кандидатуры, кроме Павла Белорукова, выставили Николай Барабаш, Ростислав Кузнецов и Антанас Зенкевичюс. Все – опытные работники, уважаемые люди.

Начальника порта избрал трудовой коллектив. Портовики большинством голосов проголосовали за Белорукова.

В своей предвыборной программе Павел Николаевич ничего не обещал, воздушных замков не строил, гарантировал стабильную работу и твёрдую зарплату. Ситуация в то время была непростая, перестройка сказалась на привычных экономических отношениях, снизилось количество судозаходов, сократились объёмы переработки.

С какими трудностями столкнулся новый начальник порта?

С теми же, как и руководители большинства советских производственных предприятий того времени, независимо от их вида деятельности. Рынок оказался вовсе не так привлекателен, как представлялось. Балтийское морское пароходство постепенно отходило от руководства портами, в финансовом отношении это даже стало выгоднее, ведь прежде заработанными деньгами в значительной степени распоряжались в БМП. Но при этом всё резко подорожало, увеличились тарифы, которые исчислялись не в рублях, а в долларах. Рушились годами наработанные партнёрские связи. Порт – предприятие зависимое, если возникают трудности, допустим, в строительной сфере, это тут же сказывается на жизнедеятельности терминала.

По молодости Павел Николаевич, работая стивидором и официально подрабатывая в бригадах докеров, можно сказать, изучил систему жизнедеятельности порта, хорошо освоил производство.

Когда Павел Николаевич был начальником порта, штат насчитывал 1 360 человек. В конце 80-х резко упали объёмы грузопереработки, что сказалось на зарплате. Конечно, люди понимали, что проблемы носят не локальный, а общенациональный характер, но ведь начальник порта ближе, чем руководство страны, к нему проще предъявить претензии.

Высоцкий грузовой район. Павел Белоруков ( крайний слева). В центре – один из первых руководителей района Юрий Щукин

Принцип руководящей работы Павла Николаевича состоял в том, что он всегда был открыт для общения, не ограничивался встречами в официальные приёмные дни, почти ежедневно находился в подразделениях порта, разговаривал с работниками. Конечно приходилось принимать и непопулярные решения, сокращать штаты.

В период экономических потрясений было совсем не просто, но порт вел стабильную работу и выполнял план.

В 1990-м году состоялись новые выборы. На должность начальника порта выбрали Владимира Зданевича. Павел Белоруков занял должность заместителя начальника порта. Замом оставался Павел Николаевич и при Геннадии Веретенникове, вернувшемся в порт после работы в горисполкоме. Затем ветеран трудился на родном предприятии на других должностях. В 2001 году федеральный Минтранс предложил Павлу Николаевичу работу в Морской администрации портов Выборг, Высоцк и Усть-Луга. Последний порт, в который приходилось ездить два-три раза в неделю, рос и развивался в буквальном смысле на глазах Павла Николаевича.

Но, конечно, Выборгский порт, ставший родным, для ветерана – ближе всего.

Автор очерка: журналист-публицист Карсаков Сергей