История

Шведский период
1527-1710 гг.

В 1527 году началась история развития морского порта Выборг.

Выборг получил привилегии «стапельного города», по которому ему дозволялось принимать иностранные суда. Через город-порт шла активная торговля с Новгородом, Стокгольмом, торговым союзом северо-немецких городов – Ганзой, и во времена разногласий он часто являлся посредником между ними в вопросах морской торговли

В 1614 году Выборг стал центром торгового притяжения на Северо-Западе Европы.

Города разделили на три категории: имеющие полные или неполные права стапельного города, и материковые города. Выборг принадлежал к первой категории: иностранцы могли приезжать в город и привозить товары, а выборгское купечество — продавать свои товары за границу. Деловая жизнь и экономика Выборга существенно оживились

В 1706 году, во время Великой Северной войны, город был осаждён российскими императорскими войсками.

Российская империя
18-20 век

В 1710 году Выборг взят российскими императорскими войсками и стал главным городом региона, уступленного России Швецией по Ништадскому мирному договору.

В 1710 году в Выборгском порту построена галерная верфь.

 

В период с 1710 по 1732 годы в Выборгский морской порт ежегодно заходили 50 судов.

Из них, как правило, двадцать из Голландии, Испании, Сент-Ив и Лиссабона. Также городской порт принимал корабли из Англии, Франции, Дании, Любека, Ревеля. Заходили в порт корабли и из Петербурга, обычно десять и более. По документам таможни в 1780 – х годах в порт Выборга пришло 109 кораблей. Осуществлялась перевозка соли, табака, лесных товаров и смолы.

 

В 1812 году Выборгскую губернию с центром в Выборге включили в состав автономного Великого княжества Финляндского, созданного в России по заключённому в 1809 году Фридрихсгамскому миру.

 

В 1846 году первым пассажирским пароходом, который начал курсировать на линии Санкт-Петербург-Выборг-Хельсинки, стал пассажирский пароход «Saima».

 

В 1887 году флот Выборгского порта состоял из 126 судов.

Было налажено пассажирское сообщение, совершались регулярные пассажирские рейсы в города Гельсингфорс, Ганге, Або (Турку) и в Лаппеенранту.

 

В 1856 году построен Сайменский канал.

Постройка Сайменского канала способствовало экономическому росту Выборга, так как город и порт получили непосредственное сообщение с внутренними частями Саволакса и Карелии, а также обширной системойозер внутренней Финляндии.

В 1854 году началось расширение причальной линии Южной гавани порта Выборг. В целях расширения причальной линии, была засыпана акватория бухты Салакка-Лахти от мельничного комбината до Крепостного моста.

В 1857 году с началом функционирования Сайменского канала начал строится Южный порт в современном понимании морского порта Выборг. В процессе работ были разобраны бастионы и куртины Рогатой крепости и Каменного города. Обустроена обширная набережная из тёсаного гранита по юго-восточному берегу Выборгской гавани, выполнено строительство причалов №№ 1-4, а также складских помещений.

В 1870 году построена железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Выборгом. Постройка железной дороги стало мощным стимулом к развитию торговли в городе и увеличению количества судозаходов в морской порт.

Позже в 1890 году построена железная дорога, соединившая Выборг и станцию Иматра на реке Вуокса.
Постройка железной дороги способствовало увеличению объёмов перевалки грузов, следовавших из юго-восточных районов Финляндии, в связи с тем, что река Вуокса не является судоходной на всем её протяжении.

1890-х годов. Общая протяженность всех причалов Выборгского порта составила 1560 метров.
Специально для организации и надзором за строительством береговых причалов в Северном порту был создан комитет, в состав которого вошли господа Говинг, Сандман, Вульфф, Борениус и Сольберг. Уже тогда на эти сооружения город выделил 350000 марок. За последние пять лет уходящего 19-го века практически все берега, к которым могли приставать суда, были оснащены причалами. (Из книги «Город. Пристань. Порт»).

В 1899 году построено здание управления Выборгского порта. 

В 1910 году снесена юго-западная часть стены Аннинского кронверка от бастиона Пантсарлахти, в целях расширения гавани морского порта и увеличения количества обрабатываемых судов.

Финский период
1918-1940 гг.

В период с 1918 по 1940 годы Выборг вместе с морским портом входил в состав Финляндии.

В результате подписания Постановления Совета Народных комиссаров от 18 декабря 1918 года Финляндия признана независимой, и город Выборг вместе с морским портом оказался в её составе.

В 1926 году построена железная дорога к Северной и Южной гавани морского порта.

В 1927 году в морском порту построены шесть причалов №№ 5-10, предназначенных для перевалки лесоматериалов, фанеры, картона, бумаги, зерна, хлебопродуктов, каменного угля и кокса.

В 1931 году городское управление Выборга приняло решение о значительном расширении Южного порта.

Проект начал реализовываться лишь в 1934 году.  В частности, в 1932 году Уурас, отдельный остров, где строилась, так называя «Большая гавань», был присоединён к Выборгу. Выборгский порт занимал центральное положение в развитии экономики. Расширение порта образовывало одну из главных задач на будущее. Уже в то время Выборгский порт был значительным экспортным портом, а древесина — главнейшим экспортируемым товаром. Ее вывоз происходил через внешний порт Уурас.

В 1937 году порт Выборг стал крупнейшим в Финляндии экспортным морским терминалом и занял третье место по импорту.

В 1937 году построены три причала №№ 11-13, предназначенные для перевалки лесоматериалов, фанеры, картоны, бумаги, зерна, хлебопродуктов, каменного угля и кокса.

В 1939 году была расширена гавань морского порта Выборг.

01.02.1939 правительство Финляндии решило представить муниципальным депутатам проект макета порта Уурас для его изготовления и показа на международной выставке в Барселоне. (Из книги «Город. Пристань.Порт»).

В период с 1939 по 1940 год во время «Зимней войны» между Финляндией и СССР морской порт в Выборге не функционировал.

Советский период
1940-1990 гг.

В 1940 году Выборг и прилегающая к нему территория вошла в состав Карело-Финской ССР.

Граница Выборга была утверждена Постановлением Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР (протокол от 27 августа 1940 года № 2). В неё вошли: территория Выборга, включённая в городскую черту по приближённому промеру и составляющая 12,4 тысяч гектаров (в том числе водные просторы занимали площадь в 3,1 тысяч гектаров), а также территория Тронгзунда (современного Высоцка), составляющая 4,3 тысячи гектаров суши и 2,8 тысячи гектаров водных пространств.

 

В 1940 году морской порт Выборг, Выборгский стапельный завод и гидротехнические сооружения Сайменского канала были восстановлены.

 

В 1940 году между Выборгом и островом Тронгзунд, где расположена крупная лесоэкспортная гавань, начинает регулярно курсировать пароход «Первомайский».

В период 1941 по 1944 годы во время Великой Отечественной войны Выборг был оккупирован немецко-фашистским и финляндским войсками.

Морской порт в городе активно использовался для доставки военных грузов немецко-фашистским и финляндским войскам для ведения боевых действий на территории СССР. Однако осуществлялось и пассажирские, и коммерческие перевозки. В навигацию 1943 года в Выборг пришло 38 судов из них ни одного иностранного. В порт Уурас пришло в этот год 25 кораблей, из них три иностранных. Из прибывших в Выборгский порт грузов большую часть составил каменный уголь и удобрения. Практически весь объем экспорта в навигацию 1943 года заняла продукция деревообработки. Merenkulku vuonna 1943, Helsinki,1948 (Из книги «Город. Пристань. Порт»)

В сентябре 1944 года Выборгский морской торговый порт включен в состав Ленинградского морского торгового порта.

В августе 1945 года начались работы по восстановлению морского порта Выборг. В соответствии с приказом Наркомморфлота СССР от 31 августа 1945 года № 369 «Об организации единого морского порта Наркомморфлота в Выборге»).

Создаются структуры управления портом, технические службы, производственные подразделения, производится замена устаревшей техники, обновлено оборудование в механических мастерских и столярном цехе. В том же году морской порт начал функционировать, как порт каботажного плавания СССР.

В период с 1944 по 1946 год в морском порту полностью восстановлены складские районы, обновлён парк погрузочной и автомобильной техники, отремонтированы столярные и кузнечные мастерские.

Погрузочно-разгрузочное оборудование, установленное в морском порту, было специализировано под обработку минерально-строительных грузов для предприятий строительного комплекса и химической промышленности, а также для перевалки лесных материалов. В 1946 году портовики обработали 59 тысяч тонн грузов. 

В 1946 году Наркомморфлот СССР, в ведении которого находились морские порты страны и, в частности, Выборгский морской торговый порт, был реорганизован в Министерство морского флота СССР.

С 1951 года в Выборге была создана самостоятельная лоцманская служба.

В 1952 году морской порт Выборг включён в перечень портов СССР, открытых для захода иностранных судов.

В 1953 году Выборгский морской торговый порт выведен из структуры Ленинградского морского торгового порта и включён в состав Балтийского морского пароходства.

В соответствии с приказом Балтийского морского пароходства от 1 июля 1953 года № 2 во исполнение приказа Минморречфлота от 25 июня 1953 года № 196-пр «Об объединении морских и речных пароходств, портов, предприятий и организаций Министерства морского и речного флота».

В 1956 году возобновлена морская пассажирская линия, соединившая Выборг и Высоцк.

В 1959 году Выборгский морской торговый порт занял ведущее место среди советских балтийских морских портов по экспорту сырья для целлюлозно-бумажной промышленности.

В 1960 году в Выборгском морском порту для обработки контейнеров и рефрижераторных грузов были оборудованы открытые складские площадки, приобретена необходимая погрузочная техника (погрузчики, прицепы-платформы).

В 1962 году состоялось подписание Договора между СССР и Финляндской Республикой о передаче в аренду финской стороне советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий сроком на 50 лет.

Так в 1968 году в целях реализации достигнутых договорённостей между СССР и Финляндской Республики по использованию Сайменского канала, его работа была возобновлена, что способствовало увеличению объёмов лесных грузов, отправляемый на переработку в Финляндию.

В 1978 году в Выборге был создан транспортный узел, работающий по непрерывному плану-графику. Для обслуживания пассажиров построен новый павильон морского вокзала.

В 1980 году начальником морского порта изданы обязательные постановления по морскому порту Выборг, которыми устанавливались обязательные для исполнения всеми лицами в морском порту правила по вопросам безопасности движения, охраны социалистической собственности и общественного порядка, проведения санитарных и противопожарных мероприятий в морском порту.

 

В 1980 году в морском порту реконструирован кузнечно-сварочный цех у причала № 2, а также склад ГСМ.

В 1985 году в морском порту завершена реконструкция открытых и закрытых складов у причалов №№ 7-13, ангаров, гаража с угольной котельной у причала № 3, насосной электроподстанции, здания железнодорожной диспетчерской.

В 1985 году в морском порту завершена модернизация подкрановых путей причалов №№ 6-13, а также построена газовая котельная.

В 1987 году в морском порту завершена реконструкция портальных кранов.

9 февраля 1982 года установлен порядок организации ледокольного обеспечения судоходства по Сайменской озёрной системе, Сайменскому каналу и фарватеру в Выборгском заливе, ведущему от Сайменского канала в Финский залив.

В соответствии с приказом Минморфлота (ММФ) СССР от 9 февраля 1982 года № 24. Ледоколы ММФ СССР обеспечивали ледовую проводку судов от кромки льда в Финском заливе до шлюза «Брусничное», а ледовую проводку судов от шлюза «Брусничное» и в Сайменской озёрной системе осуществляли ледоколы Финляндской Республики.

В 1983 году в составе Выборгского морского торгового порта создано обособленное структурное подразделение грузовой район № 2 (портопункт Высоцк).

К середине 80-х годов Выборгский порт достиг рекордных производственных показателей в перевалке (до 3 миллионов тонн в год), что во многом было связано с переработкой грузов, поступающих на строительство Новоталлинского порта.

Современный период
1990-2015 гг.

27 ноября 1990 года государственное предприятие «Выборгский морской торговый порт» стало арендным и получило наименование «Арендное предприятие Выборгский морской торговый порт». В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27 ноября 1990 года № 1193 и договором аренды между Балтийским морским пароходством и предприятием от с 1 декабря 1990 года.

В 1991 году Выборгский морской торговый порт выведен из структуры Балтийского морского пароходства в качестве самостоятельного предприятия.

2 ноября 1992 года государственное предприятие «Арендное предприятие Выборгский морской торговый порт» приватизировано путем преобразования в акционерное общество закрытого типа «Выборгский морской торговый порт». В соответствии с постановлением главы Администрации Выборгского района Ленинградской области от 2 ноября 1992 года № 2912.

26 апреля 1996 года Внесены изменения в уставные документы АОЗТ «Выборгский морской торговый порт». В частности, общество переименовано в ЗАО «Морской торговый порт Выборг».  В соответствии с распоряжением главы Администрации Выборгского района Ленинградской области от26 апреля 1996 года № 251-р.

5 января 1995 год из состава морского порта Выборг выделены объекты грузового района «Высоцк», на базе которых был образован новый морской порт Высоцк, в котором начало свою деятельность АОЗТ «Высоцкий морской торговый порт». В соответствии с приказом Департамента морского транспорта Минтранса России от 5 января 1995 года № 1.

 

В ноябре 1996 года Произведена модернизация радиостанции морского порта Выборг.

Завершён капитальный ремонт причала № 8 в целях последующего использования причала для перевалки генеральных грузов (лес, металл, контейнеры).

В 1999 году завершён капитальный ремонт причалов №№ 6 и 7 в целях использования причалов для перевалки лесных и химических грузов.

В декабре 2004 года выполнен капитальный ремонт причалов №№ 9 и 10, которые используются в основном для обработки грузов лесной и химической промышленности, проектной мощностью 600 тысяч тонн.

10 августа 2015 года Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации № 189-ОД были утверждены пределы морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Выборг (Ленинградская область).

11 августа 2015 года пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Выборг исключен из перечня пунктов пропуска через госграницу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза). В соответствии с постановлением Правительства России от 11 августа 2015 года № 829.

Период развития
2017 год - н/в

18 декабря 2017 года Генеральным директором порта Выборг (стивидорной компании ООО «Порт Логистик») назначена Ансберг Ольга Александровна, которая стала единственным генеральным директором порта женщиной в России.

Под руководством Ансберг О.А. выбран интенсивный курс развития порта.                                                

За первое полугодие 2018 году грузооборот порта увеличился на 51% по сравнению с предыдущим годом.

17 августа 2018 г. при поддержке стивидорных компаний ООО «Порт Логистик» и ООО «Порт Высоцкий» вышла книга об истории порта Выборг «Город. Пристань. Порт».

Автор Дмитрий Семенов провел кропотливую работу по изучению многочисленных документальных источников в архивах России и Финляндии, благодаря чему читатели смогут узнать много нового и любопытного для себя об истории развития, как порта, так и Выборга. Это первое издание об истории морского порта Выборг

По состоянию на 1 октября 2018 года грузооборот Выборгского порта по итогам девяти месяцев составил 1 миллион 346 тысяч тонн. Таких показателей работы за аналогичный период порт достиг впервые за 25 лет.

В 2018 году реорганизована штатно-организационная структура, внедрена мотивационная политика для докеров-механизаторов, началась восстанавливаться бытовая и социальная инфраструктура (были построены и открыты столовая и кафе, произведен ремонт помещений для работников). В этом же году ООО «Порт Логистик» разработало Программу развития порта, по которой стивидорная компания приведет в соответствие необходимую инфраструктуру морского порта (в том числе причалы), произведет замену погрузо-разгрузочной техники, что позволит увеличить грузооборот к 2025 году до 2,5 млн. тонн.